Уважаемая профессор,(Наталья Васильевна)
Вы для меня — одна из самых уважаемых
преподавательниц. С самого первого дня моего прибытия в Россию и до настоящего
времени Вы оказывали такую поддержку, которая для меня просто невероятна. За
всё время моего обучения Вы — лучший преподаватель, которого я когда-либо
встречал.
Сейчас я хотел бы выразить некоторые
мнения, как в поддержку, так и в качестве возможной критики, касающиеся
определённых тем. Если в моих словах вдруг прозвучит что-либо неуважительное —
прошу Вас отнестись к этому с пониманием. Ведь у каждого человека есть своя вера, и
зачастую образ мышления тесно связан с религиозным мировоззрением. Я лишь прошу — пожалуйста, рассмотрите мои
мысли логически и непредвзято. Кроме того, я почти не владею русским языком,
поэтому в некоторых местах перевод может быть неточным. Я искренне верю, что,
будучи одним из лучших преподавателей русского языка, Вы сможете это понять и
отнестись с пониманием.
И, наконец, хочу сказать,
что весь этот блог написан исключительно для Вас и я с уважением посвящаю его
именно Вам.
Простите, пожалуйста, что в то время я готовил еду — сегодня у нас был Eid al-Adha, и поэтому несколько из нас готовили вместе.
Что касается аята, который Вы прислали — я прочитал его, и также ознакомился с одним из его толкований.
Однако прежде чем я перейду к обсуждению этих вопросов, необходимо разъяснить некоторые основы об исламе.
القرآن, الحديث, الإجماع и القياس — это четыре основных источника исламского шариата. Я постараюсь кратко их объяснить:
---
1. القرآن (Коран)
Это слово Аллаха, ниспосланное Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение).
➡️ Это — первый и главный источник исламского права и нравственности.
---
2. الحديث (Хадис)
Это высказывания, действия и молчаливые одобрения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
➡️ Хадисы дают разъяснение к Корану и служат руководством там, где Коран не даёт прямого ответа.
---
3. الإجماع (Иджма)
Единодушное мнение квалифицированных учёных (муджтахидов).
➡️ Если в Коране и Хадисе нет чёткого указания по какому-либо вопросу, то основой считается согласие учёных.
---
4. القياس (Кийас)
Аналогическое суждение или разумное сравнение.
➡️ Применение постановлений Корана и Хадиса к схожим ситуациям, по которым нет прямых доказательств.
Сейчас я снова хочу задать вопрос: почему я всё это Вам рассказываю? Что всё это означает?Ислам основан на القرآن (Коране) — так зачем же тогда нужны все эти другие источники?
Позвольте привести очень простой пример, чтобы Вы могли лучше понять важность каждого из этих элементов.
Вы знаете, что мусульмане совершают молитву — и в Коране сказано: "совершайте молитву". То есть — молитесь. Но откуда мы знаем, что именно представляет собой молитва? Что именно нужно делать и в какой последовательности?
Например, в Коране упоминается поклоны и земные поклоны — но как кланяться? Просто наклониться — этого достаточно? Или что говорить в земном поклоне?
Эти подробности не указаны напрямую в Коране.
Мы узнаём это из الحديث (хадисов).
Например, в одном из достоверных хадисов Пророк (мир ему и благословение) сказал:
> "Молитесь так, как видели, что я молюсь."
📚 — Сахих аль-Бухари, хадис № 631 (Сахих аль-Бухари — один из самых достоверных и известных сборников хадисов)
🙏🏼 Извините, если я объясняю слишком много. Но, пожалуйста, наберитесь терпения и продолжайте читать — Вы поймёте, почему я стараюсь объяснить каждую деталь.
И да, в тот день был вопрос о том, что ислам говорит о женском покрытии (хиджабе).
Я выслушал Вашу точку зрения, и мои турецкие друзья также выразили поддержку — об этом я расскажу чуть позже.
Теперь Вы представили мне прекрасный аят из Корана, а именно:
1) Сура Та-Ха, аят 114:
"О Аллах, Истинный Царь! Не спеши с чтением Корана, пока оно (Откровение) не будет завершено, и скажи: «Господи! Увеличь мои знания.»"
Но я не нашёл того аята из второй суры, о которой Вы говорили. Возможно, источник, откуда Вы это взяли, перевёл его неправильно.
В начале суры Ар-Рахман, в аятах (2–4), говорится следующее:
2. Он (Аллах) научил Корану.
3. Он создал человека.
4. Он научил его речи.
❌ 2) Сура "Ар-Рахман" (это утверждение неверно) В начале этой суры НЕ сказано: "Если ты не следуешь путём знаний, не учишься, не сидишь перед учителем, ты не сможешь выучить Коран."Это, вероятно, было вольным толкованием или ошибкой перевода.❌
🔎 Теперь я постараюсь объяснить первый аят, который Вы упомянули.
Но прежде я должен сказать: что означает толкование этого аята? Что именно нужно разъяснять?
Уважаемая профессор, когда القرآن (Коран) был ниспослан Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), —
— каждый аят приходил в конкретном историческом контексте, в ответ на определённые события.
Вот почему муфтии (учёные, практикующие ислам) всегда подчеркивают:
❗ Коран нужно читать с пониманием, а не просто в переводе, следуя только по смыслу.
Потому что без знания асбаб ан-нузуль — исторического фона откровения, — смысл может быть неправильно понят.
📖 Один из тафсиров (толкований) этого аята говорит:
Когда Джибриль (мир ему) приносил откровение и начинал читать его Пророку (мир ему),
Пророк, опасаясь что-то забыть, начинал торопливо повторять за ним.
Тогда Аллах запретил ему это делать и сказал:
"Сначала слушай внимательно. Запомнить и сохранить это в твоём сердце — это Моя забота."
Теперь позвольте мне объяснить, насколько важна молитва в Исламе и насколько всё остальное — менее важно, чем намаз!
👉 Совершение молитвы вовремя — предшествует и важнее любой мирской деятельности или учёбы.
---
📖 Доказательство из Корана:
1. Намаз в определённое время — это обязанность:
> إِنَّ الصَّلَاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَّوْقُوتًا
> "Воистину, молитва предписана верующим в определённые часы."
📚 — Сура Ан-Ниса (4:103)
➡️ Этот аят ясно указывает:
Когда приходит время намаза, человек должен оставить мирские дела и сначала совершить молитву.
---
📜 Доказательство из хадисов:
2. Какое дело является самым любимым для Аллаха?
> «У Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили: “Какое дело самое любимое для Аллаха?”
Он ответил: “Молитва в её назначенное время.”»
📚 — Сахих аль-Бухари и Сахих Муслим
➡️ Этот хадис ясно даёт понять:
Когда наступает время намаза — он идёт первым.
Лишь затем могут следовать другие дела.
📚 Ислам и важность знания и намаза:
Аяты из суры Ар-Рахман, которые Вы показали мне, действительно объясняют, как Аллах обучил людей Корану, и насколько важно его изучать.
Однако здесь особо подчёркивается важность знания именно Корана, а не мирских наук.
Потому что, например, чтобы совершать молитву, необходимо знать суры Корана, уметь правильно их читать.
Поэтому изучение Корана должно быть приоритетным — оно выше мирских знаний.
---
🧠 Об учёбе в общем:
И, пожалуйста, обратите внимание — предмет, с которым я сейчас сравниваю, — это изучение, приобретение знаний,
и его даже сложно назвать “мирским”, потому что Ислам сам считает поиск знаний — одним из величайших деяний.
Ведь первое, что было ниспослано в Коране:
> اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِي خَلَقَ
> “Читай во имя Господа твоего, который сотворил.”
📚 — Сура Аль-Алак (96:1)
Это подтверждает:
📌 Без знания человек не сможет правильно следовать Исламу.
---
⚖️ Сравнительный анализ:
✅ Намаз — очищает душу, приближает к Аллаху, защищает от греха.
✅ Образование — обогащает разум, помогает обществу, открывает путь к правильному пониманию религии.
НО! ⏰ Когда приходит время намаза — он всегда идёт первым.
Даже если человек занят учёбой.
---
🧕 Что Ислам говорит о хиджабе (женском покрытии):
📖 Коран о том, как женщинам следует скрывать свои части тела:
---
1. Сура Ан-Нур, аят 31:
> وَقُل لِّلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ ...
> “Скажи верующим женщинам: пусть они опускают свои взоры, оберегают свою скромность и не показывают своей красоты, кроме как того, что открыто само собой. Пусть опускают покрывала на грудь и не показывают своей красоты, кроме как своим мужьям, отцам, отцам мужей, своим сыновьям...”
📚 — Сура Ан-Нур (24:31)
➡️ Здесь чётко говорится, что женщина должна покрывать грудь и скрывать украшения, и быть скромной перед посторонними.
---
2. Сура Аль-Ахзаб, аят 59:
> يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ...
> “О Пророк! Скажи своим жёнам, своим дочерям и женщинам из числа верующих, чтобы они накидывали на себя верхние одежды. Это облегчит их узнавание и их не будут обижать. Аллах — Прощающий, Милостивый.”
📚 — Сура Аль-Ахзаб (33:59)
➡️ Покрытие тела — форма защиты, признак скромности и благонравия, а также признак принадлежности к верующим женщинам.
Я представляю толкование вышеприведенного стиха:
О, Пророк! Скажи своим жёнам, своим дочерям и женщинам-верующим, чтобы они
опускали часть своих накидок (джильбаб) на себя (прикрывая лицо). Это облегчит
их опознание и их не будут беспокоить. А Аллах — поистине Прощающий,
Милосердный.
[1] Слово جَلاَبِيْبُ — это множественное число от جِلْبَابٌ. Оно обозначает такую большую накидку, которая полностью покрывает тело.
Опускание накидки на себя означает прикрытие лица таким образом, чтобы большая
его часть была закрыта, и при этом женщина могла смотреть под ноги, опуская
взгляд. В Индии, Пакистане и других мусульманских странах существует множество
видов бурки, однако во времена Пророка ﷺ такой бурки ещё не существовало. В эпоху Пророка ﷺ, сподвижников (رضي الله عنهم) и табиинов была скромность и простота, которая, к сожалению, исчезла в
последующие времена. Женщины той эпохи носили очень простую одежду, у них не
было желания украшаться и выставлять свою красоту напоказ. Поэтому одной
большой накидки было достаточно для соблюдения хиджаба. Однако впоследствии
простота исчезла, и её место заняла украшенная, привлекательная одежда,
появились разные стили и мода среди женщин. В результате скрыть красоту при
помощи одной накидки стало трудной задачей. Для облегчения этой трудности в
обращение вошли различные формы бурки. Хотя это иногда причиняет женщинам
неудобства, особенно в сильную жару, но такие неудобства не имеют значения
перед велениями Шариата. Даже сегодня, если женщина использует большую
(простую) накидку вместо бурки и полностью покрывает тело и лицо, то она
соблюдает приказ о хиджабе. Потому что бурка — это не обязательное средство,
предписанное Шариатом. Однако сегодня женщины сделали накидку предлогом для
отказа от хиджаба. Сначала они заменяют бурку на накидку, потом и накидку
оставляют, остаётся лишь лёгкий платок. Некоторые и его не могут использовать
должным образом — кто-то просто накидывает его на плечо, кто-то оставляет
открытой шею и грудь. Увидев такое, можно сказать: сегодня использование бурки
— наиболее правильное решение. Потому что с тех пор, как бурку заменили
накидкой, случаи нарушения хиджаба стали массовыми. Более того, некоторые
женщины начали гордиться полуобнажённостью, считая это символом
цивилизованности, современности и прогресса! إنا لله وإنا إليه راجعون
Как бы то ни было, в этом аяте Пророку ﷺ велено донести до своих жён, дочерей и женщин-верующих приказ соблюдать
хиджаб при выходе из дома. Это ясно указывает на то, что приказ о хиджабе — не
плод воображения учёных, как некоторые утверждают, и не что-то неважное. Это —
повеление Аллаха, подтверждённое ясным текстом Корана. Отказ от него, отрицание
или упрямое несоблюдение могут привести к неверию.Из этого аята также
становится ясно, что у Пророка ﷺ было не одна
дочь (как утверждают шииты), а несколько. Это подтверждено ясным текстом
Корана. В действительности у него было четыре дочери, что подтверждается
историей, биографией и хадисами.
[2] Это — мудрость, логика и польза хиджаба: он
позволяет отличить благонравную и стыдливую женщину от безнравственной и
развращённой. По хиджабу можно понять, что перед тобой женщина из хорошей
семьи, которую нельзя оскорблять. А в противоположность ей — женщина без
хиджаба становится объектом наслаждения для похотливых глаз и центром
вожделения развратных мужчин.
🧕 Об отношении турецких друзей к теме
хиджаба:
Теперь я хочу
рассказать Вам, уважаемый профессор, почему мои турецкие друзья согласились с
Вашим мнением. В тот день я даже
не понял, почему они поддержали Вас, но сегодня, после разговора с одним братом
по имени Акин, мне многое стало ясно.
🔹 По их словам, они верят и стараются следовать только
тому, что упомянуто в Коране.
Из четырёх источников исламского шариата —
📖 Коран, 📜 Хадис,🤝 Иджма,🧠 Кияс —
они признают может быть только Коран, а остальные не считают обязательными.
➡️ Поэтому, если в Коране что-то упомянуто — только тогда они
это принимают.
И именно по этой причине они согласились с Вашей точкой зрения о хиджабе, потому
что она соответствует буквальному смыслу аятов.
🧠 Но я прошу Вас, уважаемый профессор:
Ислам, безусловно, уважает мнения других людей и даёт
право каждому высказывать свою точку зрения. Однако
— от меня лично — я прошу Вас подумать логически.
Потому что:
❓Если цель,
ради которой я ношу хиджаб, на самом деле не соответствует истинной цели,
🔁 тогда в чём смысл его ношения?Я мужчина, поэтому склонен к ошибкам. Я также не мусульманский ученый, а обычный человек, стремящийся узнать больше об исламе. Поэтому, если я допущу ошибку, пожалуйста, поправьте меня через контактную форму.
